Норвегия 2013, продолжение
yu00

Начало тут http://yu00.livejournal.com/51980.html

Стоянка на Unkervatnet встречает нас как и год назад серым озером в окружении серых гор под серым небом и периодическим моросящим дождиком. Наверное тут всегда такая погода.

Настало очередное хмурое холодное утро, завтрак под дождем, перегон машины на финиш, и мы бодро едем Unkerelv`у. Речку я не узнал. То что по 40 или 50 кубам было мощной, держащей в напряжении на протяжении всего сплава рекой, по 25 превратилось в унылую карельскую тройку с камнежопингом. Причем уровень воды никак не оценивался по уровю озера. То что воды в реке нет стало ясно только на на первом пороге через километр после старта. В месте где стояли метровые валы — из воды торчали камни, а косая бочка переврнувшая меня, так что я не успел понять что произошло — стала простой сбойкой с уловом за ним... Порог-водопад Troforsen по такой воде был непроходим — в сливе и под ним торчали каменные зубья, но теперь чалка в улове прямо на срезе и обнос не представляли никакого труда.
Зато следующий за ним порог, который в тот раз мы занесли, в этот прошли всем составом — и это пожалуй было единственное что запомнилось из сплава в этот день.
Низкий уровень воды в озере и Unkerelv`е входил в необъяснимое противоречие с очень высоким уровнем остальных реках. Уровень в Susna был паводковый, на финише Store Fiplingdalselv`ы вообще творился какой-то кромешный ад.

Со страху мы попрыгали в машины и поехали прочь от этого места на уютную и знакумую Stavasselva. Но и тут картина не отличалась от общей по региону. Воды было раза в полтора больше чем год назад.
И если снизу это не так бросалось в глаза, то на старте было хорошо заметно. Поехали ее мы только втроем с Пашей и Немченко. То есть начали сплав пятеро — Колян изначально ехал только до водопада, а Марат, трезво оценив свои силы, сошел вместе с Коляном.
Наверное это был лучший сплав за поездку. Тут было все наоборот — там где год назад мы в расслабленном виде прыгали с камешка на камешек по красивому ручейку, текущему в ущелье, заросшему вековым елями, сейчас требовалось как следует погрести. До водопада все препятствия состояли исключительно из воды с достаточными злыми бочками в паре мест. Дальше речка стала шире, и стало немного помягче. Впрочем несмотря на высокую воду и уклон мы почти все проехали сходу с одним коротким обносом бочки через всю реку, неприятно подпертой камнем. Сплав занял 4 часа, мы изрядно устали, так что на финишный слайд у нас не хватило сил. Слайд по такой воде выглядил совсем не дружелюбно — с большой бочкой на выходе и сильной струей уходящей прямиком в 20метровую жопу под мостом.

Пока мы сплавлялись Димон съездил на разведку на Gassvaselva – речку, которую год назад не удалось нормально пройти из за дождевого паводка. В этот раз тоже не сложилось — воды, со слов Димона, оказалось еще больше. Поэтому следующий день мы посветили сплаву по Skarmodalselv`e – реке, впадающей в озеро. Ясное дело, что если из озера в Unkerelva уходит 25 кубов, втекать в озеро сверху не может больше. Этот день был наверное самым холодным за всю поездку. На шведской стороне границы, выше границы леса, на старте верхней секции стоял такой колотун, что приходилось прикладывать усилие, чтобы просто выйти из теплой машины. Ниже было чуть теплее и мы поехали 10 км норвежского куска реки до озера. Что я могу сказать — если в реку налить в 1.5 раза больше воды там будет очень прикольно. А по нашему уровню был очень лайтовый сплав с длинными плесами и несколькими локальными порогами. Зато ландшафт компенсировал все - река течет в ущелье, сравнимым наверное с ущельем Дривы, и вид величественных заросших тайгой гор мне, как любителю северной эстетики доставил огромное удовольствие.

На этом северная часть нашей поездки была завершена, мы покинули хмурое озеро Unkervatnet и поехали на дальше на юг, чтобы провести оставшиеся сплавные дни на классических речках центральной Норвегии. По мере движения на юг ландшафт начал меняться. Вот уже остались позади мрачноватые ельники и скалы с корявыми березами, за окном мелькает сельский пейзаж, запах навоза пробирается в машину даже при закрытых окнах. Трактор с колхозиком не спеша едет куда-то по своим делам, собирая за собой километровый хвост туповато-задумчивых норвежских водителей. Трафик.. Ночуем на паркинге в 100км от Тронхейма, а наутро погода меняется как по волшебству. Как будто не было недели беспросветной сырости и холодов. Светит солнце и 25 градусов тепла. Вмашине становится жарко и я вспоминаю что такое кондиционер, а бушлат и шапка конца поездки теперь будут валяться на спалке.
Народ едет в Тронхейм осуществлять культурную программу. Что я ненавижу в поездках больше всего так это посещение городов и еще шопинг. Поэтому я пересаживаю свой экипаж к Димону и Паше и остаюсь один, предоставленный сам себе на целый день. После Тронхейма сворачиваю с 6 трассы и еду искать воду в ближайших речках. Намотав километров сорок по узким местным дорожкам прихожу к неутешительному выводу что в бассейне Gaula воды нет как класс. Значит остается Дрива, других рек в окрестностя нет. Выбираюсь обратно на трассу, останавливаюсь на паркинге, готовлю себе обед, развешиваю сушиться вещи, читаю книжку и вообще всячески туплю и разлагаюсь. Где то ближе к вечеру появляется вся компания и мы едем на кемпинг на тейкауте секции Graura, где останавливались три года назад. Воды мало, 2.15 по линейке на финише, все обещает быть очень просто. Река действительно оказалась слабоузнаваема. Впрочем, первый порог выглядел не менее уборочно чем в прошлый раз, а зуб об который я убрал руку никуда не делся и торчал на своем месте. Бездуховное это дело, убираться два раза в одном и том же месте да еще в такую хорошую погоду - безо всякого сожаления я взял лодку и занес этот порог к чертовой матери. Дальше все было куда проще. Некоторую интригу вносило то что часть препятствий первратилась в сад камней, которые с воды не просматривались. Но после пешеходного мостика все кончилось вообще. Сплав занчял около 4 часов с обносом в такую воду негабаритной щели в конце каньона. Зато это был первый день под солнцем и с теплой водой.
К вечеру половину группы выкосила неизвестная кишечная инфекция, и мы вынуждены были задержаться в кемпинге еще на день. С утра здоровые и те кто еще мог сесть в лодки от нечего делать поехали секцию romfo. Неожиданно сплав получился прикольным — приток Дривы Grovu добавлял в реку изрядно воды, так что на аквапарк с теплой водой ее вполне хватило. К утру следующего дня, истощив стратегические запасы энтерфурила, удалось вернуть в строй почти весь личный состав. Можно было ехать дальше. Теперь, после отъезда с северов наша поездка стала игрой «найди воду» В верхней Рауме вместо воды мы нашли сухое русло. На другой стороне Стены Троллей вода в количествах, достаточных для сплава нашлась в Валдолле. Мы проехали среднюю секцию. Я не знаю что сказать про эту речку. Красивый пейзаж и очердной сплав в зоне комфорта. Кое-кто правда устроил небольшое цирковое шоу в пороге с подпертой камнем бочкой в конце секции, но это не никак уже не могло повлиять на общую картину.
В последний сплавной день мы традиционно приехали на Амот. Тут все было несколько повеселей — не обошлось без зажигательных заплывов по-собачьи и спасработ.

Утром следующего дня нас уже ждал паром, поэтому сразу после сплава мы помчали в Стокгольм, куда приехали во второй половине ночи. Еще часа два удалось поспать в порту перед погрузкой.

Квест «доехать от Турку до Москвы и не попасть в пробку» мы в этот раз проиграли — пройдя границу ночью, а сволочек рано утром мы все же встали в час дня в Солнечнгорске и далее везде, потратив три часа на послнедние 50 км дороги.
По итогам имею сказать следуующее. На севере Норвегии очень много речек. Описано на guttakrut.org и norww.com я думаю меньшая часть. Как минимум три речки из тех что мы видели- Gradisselva, Gassvaselva, Vefsna имеют сплавные секции и не указаны ни в каких описаловах. К описаниям с норвежского сайта следует относится с большой осторожностью — точки старта и финиша указаны не точно.. Оптимальное время для поездки туда возможно начало августа, поскольку второй год подряд во второй половине июля мы видим слишком высокую воду почти во всех речках региона. Здесь мало населенки и масса мест для бесплатных стоянок, причем нормальных, а не как на юге )
Ну и последнее - при правильной организации логистики за двухнедельную поездку вполне реально даже нашей толпой с женами и детьми в обозе проехать по половине Норвегии полторы тысячи км и плавать 11 дней. Можно было, кстати, плавать и двенадцатый, если не тратить его на посещение Тронхейма.

• 1
Хорошо, но кратенько и фото-видео маловато :)

Кратенько? Я столько слов уже давно не писал )))
Видео есть дохрена с гоупро, но я не знаю что там такого интересного, чтобы стоило выкладывать. Тем более с классических речек по низкой воде.

Ну, вместе слов много, но по каждой конкретной речке - кратенько :)

Ну а че писать про Дриву Ромфо, которую мы проехали за 40 минут или про Питеальвен, куда я приехал в четвертый раз? Ну, да прикольно..
У нас в этот раз вообще вышло - либо речка с обносами с веревками по скалам, либо лайтовый класс 3-4. Так чтобы все проехать и выложиться - таких речек было две и еще амот. Вообще ездить на малоизученные речки - это не клубный формат, тем более у нас есть пара персонажей, которые меня напрягают на воде. Да, наверное, в другом формате мы бы меньше несли и больше ехали. Может и рассказ более красочный вышел.

Ну да, по сути первопроход в неровной компании - то еще развлечение.

Ну неровная компания - это в целом не так страшно. Просто кто-то в какой-то день не идет плавать потому что это ему сложно или сразу несет препятствие.
Но у нас есть кексы, которые во-первых, не критично соотносят свой уровень с реальностью (у них при этом разная мотивация, но не суть важно), а во-вторых, считают что уборка - это непременный атрибут сплава, а то что все остальные с ними ебуца на спасработах и сплав занимает 6 часов вместо двух с половиной - это нормально типа так и должно быть.

А что, простым русским языком до них донести это не удается? Я вот прочитал - мне все понятно.

Это сложная тема ) Объяснить можно, но не всем и не всё. Если объяснсть слишком доходчиво - возникает конфликтная ситуация, при том что на берегу люди адекватные и вменяемые. Иногда реально проще не идти.
Я знаю в некоторых группах просто запрещают людям с недостаочным уровнем идти реку/препятствие, но тут такого в силу ряда причин нет.

Неровная компания - это значит, что либо кто-то большую часть времени плавает по скучным (для себя) речками, либо кто-то лезет в речки в которые ему лезть не следует (потому как на "дрочить большую часть тура на берегу" мало кто согласиться). Да ты ж сам говорил, что сплав за зоной комфорта для росту опыта жуть как полезен.

Да. Только это надо делать там где относительно безопасно и нет гимороя для остальных. Не стоит плавать выше своей планки в глухих каньонах с призрачной возможностью выхода например.
Потом Дима, как минимум одному из тех персонажей никакой рост не светит уже давно, у него уборки вообще не коррелируют со сложностью реки. Это данность. У тебя жопа мокнет, а он водопады кормой вперед проходит, по-собачьи плавает и пытается утонуть. Причем никакого особого дискомфорта не испытывает при этом, как ты не испытываешь от мокрой термухи. День прошел а ты все жив (ц)

Да только эти вопросы по ходу планирования, до начала поездки, должны быть решены, путем выбора подходящих речек, ну или изменения состава группы. Потому как, если чувак поехал с настроем на лодке кататься, то он и глухой каньон не сильно задумываясь полезет.

(устало) Ну тыж там был и все видел.
Как ты себе это представляешь?