?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Норвегия 2013, многобукв
yu00


Я довольно давно не писал больших отчетов, но сейчас, видимо как раз тот случай, когда это стоит сделать. В конце концов, нам удалось в значительной степени осуществить идею, задуманную еще несколько лет назад.



Как-то летом 2009 года, сплавляясь в северной Швеции с Валентинычем, мы добрались до Норвежской границы в р-не Klimpfjall и отрыли для российской общественности речку Gaustaalven. С того момента у меня возникла и не давала покоя простая мысль, что если такая речка течет с пограничного хребта в шведскую сторону, то на норвежской стороне должна наблюдаться аналогичная картина. Широко доступной информации о сплавных речках в Норвегии северней Тронхейма, между тем, не было. От нечего делать я начал рассматривать снимки со спутника на http://kartor.eniro.se/ и считать уклон по генштабовским километровкам. Практически сразу стало очевидно, что жизнь на марсе речки в северной Новегии есть ) Еще через год нашелся сайтик http://guttakrutt.org/ где хоть и на норвежском, но все же были координаты и описания сплавных секций. А потом еще один, на английском
http://www.norww.com/.
Проблема была найти компанию. В прошлом году, наконец все срослось, мы параллельно с Сергуней сплавились по речкам в Nordland. Впрочем, из-за досадного недразумения нам не удалось попасть в самую северную часть региона. В этом сезоне мы добрались и туда, заехав на север еще на 300 км дальше. Забегая вперед скажу, что эта поездка не закрыла тему Северной Норвегии, а сокорее наоборот, поскольку количество речек в регионе, в том числе и не указанное ни в каких описаниях вообще, существенно больше того что может наплавать средня группа за две недели.

Временем и точкой встречи всех участников назначили 14.07 поляну на Питеальвене у Трольфорсена. Там же решили и раскататься, прежде чем ехать дальше. Я подумал, что если не тупить по дороге, то, выехав в субботу вечером, когда уже сойдет дачник и проехав Волочек ночью, за сутки доеду 1900км до точки сбора. Без всякой спешки собираюсь, заезжаю за Коляном и Димычем и в 19-00 мы перескаем МКАД. Дальше до последней выбоины знакомая трасса M10, ночь, чернота в зеркалах, шипение рации и ощущение безграничной свободы. Это последняя темная ночь, дальше нас ждет 2 недели полярного дня и белых ночей. До границы в Брусничном доезжаем за рекордные 11 часов. Очереди нет. Через 30минут, из которых 20 ушло на дьюти-фри, мы уже в Финке. По-прежнему едем без всяких остановках на еду и прочий тупняк. В районе Йоэнсу звоню Димону и выясняю что он где-то у шведской границы, то есть нас разделяет меньше 500км. Это неплохо, учитывая что он стартовал на 12 часов раньше меня из Окуловки. В 19-00 по местному, через 22 часа после старта, я паркую автобус на Трольфорсене. Димон приехал на всего на три часа раньше) Тут уже ни разу не жарко, распаковываю баул с теплыми вещами.
Воды в Питеальвен в этот раз особо не налили, все как-то совсем просто, на следующий день без особой дрочки проезждаем правую протоку, сматываем лагерь и едем в Норвегию.
По дороге лето окончательно превращается в зеленую зиму. Атмосферы добавляет дождь и грейдер со свеженасыпанным гравием и какой-то чудовищной по местным меркам колеей на шведской стороне по 77/95 дороге. Пересекаем полярный круг.



В ход уже идут шапки, флис и непромокаемые штаны. Въезжаем в Норвегию, на перевале за бортом градусов 7 и льет дождь. Тут мы добираемся до верховьев первой речки, в нижней части которой мы собираемся в ближайшее время поплавать - Junkerdalselva. Увиденное впечатляет — спокойная речка расходом кубов в 10-12, текущая по плато, без всякого предупреждения проваливается серией хитрозакрученных водопадов через щель с отрицателльными стенками, куда то в преисподню. На 800 метров речка теряет больше 80 метров высоты, при этом дорога по прежнему идет ровнехонько по верху.


А так это место выглядит со спутника


Едем дальше, дело к вечеру, пора искать место заночевать, но стотит такой дубак, что решаем съехать вниз и найти кепинг там. Кемпинг находится прям на финише завтрашнего сплавного участка, симпатично и недорого. Здесь может и не сильно теплее, но во всяком случае не так поливает.



Junkerdalselva течет в глубоком ущелье, что типично для абсолютного большинства северо-норвежских речек. Прервать сплав и выйти — наверное возможно, но стоя на дороге и глядя вниз на реку, я затруднился сказать сколько это займет сил и времени.



Впрочем, к нам это не относится, речка на норвежском сайте указана как 3+ с уклоном 20м на км и расходом в 20-40 кубиков, а вдоль всего сплавного участка на гарминовской топокарте обозначена тропа невысоко над водой. Некоторый скепсис относительно заявленной сложности вызвал тот факт что падение выбирается неравномерно и приходится в основном на 1.5 километровый участок, где теряется 60м. Кто-то предположил что по речке никто не плавал вовсе, а цифру три с плюсом поставил, померив средний уклон. Не знаю так это или нет, но доплыв до этого места мы воочию убедились что чудес не бывает — на 25 кубах при уклоне в сорок метров на км мы обнаружили совсем не троечный порог.







Половина группы понесла его сразу же. Прохождение первой его части оставшимися бойцами никак не напоминало фановый сплав, ибо чисто проехали немногие. Паша убрался через корму в сливе, который при просмотре не вызвывал ни малейших опасений, меня в какой-то момент развернуло задом наперед, а еще один чел, которому по-хорошему туда вообще не стоило идти, совершенно закономерно потерпел катастрофу и покинул гибнущее судно. Чела спасли, а лодка ушла проходить оставшийся километр порга самостоятельно.



Все были крайне злы, не очень уверенные в себе люди, настроенные на раскатку по троечной реке - деморализованы, а сверху нас поливал дождик при температуре около 8 градусов тепла. Димон при таком раскладе решил оставшуюсю часть порога занести по тропе сверху, что и было сделано. Обнос, правда, вышел кучерявым и доставил не меньше несостоявшегося прохождения — тропа хоть и присутствовала на местности, но местами наглухо заросла кустами, а вытаскивать туда лодки пришлось при помощи двух связанных морковок. Оставшаяся часть реки соответствовала заявленному и не вызвала никаких трудностей.
У меня этот день вызвал глубочайшее разочарование, ибо по моему глубокому убеждению весь этот кусок безусловно шелся сильной частью группы с одним или двумя короткими обносами действительно жопных участков. Ну и до кучи лишний раз убедился в том что слабоизученные речки с невнятным описаловом — это не формат клубного выезда разноуровневой толпой в 10 человек. Увы и ах.
Однозначно, речка стоит того чтобы ее проехать, надо только учитывать что на актуальном участке это нормальная среднераходая четверка с хорошим уклоном и средней паршивости береговой обстановкой.
Для фанатов новизны выше есть еще один чудный участок выше по течению на левом притоке - Gradisselva
Старт 66.75049, 15.71513 - мост 77 дороги через реку
Финиш 66.77698, 15.63197
5 км, среднее падение 32м/км.



Следующая речка —Lonselva течет прямо вдоль 6 трассы (той которая пересекает всю Норвегию с севера на юг и по которой проходит основной наш путь) С дороги все смотрится как малораскходный крикинг с прикольными слайдами и шиверками, а сама речка — вот она — в 100 метрах от асфальта, никаких ужасов в глубоких каньонах и лазаний по скалам на веревках. Короче — идем. Сразу, чтобы не терять на завтра время находим точки старта и финиша и едем искать где жить. Находим шикарный бесплатный паркинг на озере в стороне от шоссе всего в 5 км от предыдущего кемпинга. (66.78312, 15.47005 ) - отличное место для базового лагеря, если задерживаться в этом регионе на длительное время. Норвежский сайт описывает два участка на Lonselva – верхний 4-5 (6, X) и нижний пятерочный. Мы поехали верхний, с финишем на мосту 6 дороги через реку.
Народная мудрость гласит, что основные препятствия на речке никогда не видно с дороги. Эта тоже не стала исключением. В общем, все что видно с дороги мы и проехали. А все что не видно — занесли. Причем в отличие от предыдущего дня обносы лично у меня не вызвали ни малейшего сожаления и колебаний и были просты и недолги. Гвоздем секции явзялется величественный слайд, переходящий в водопад высотой метров 20 или даже побольше, с верха которого открывается отличный вид на долину реки внизу.

















Обедаем и едем дальше на юг. Некорое разнообразие в наш размеренный быт внесла акция по спасению из придорожной канавы кемпера с экипажем из австрийских пенсионеров, при проведении который нами была минут на 20 перекрыта основная транспортная артерия северной Норвегии и собралась пробка из десятка машин. Итогом операции был спасенный кемпер, несколько банок австрийского пива, подаренные нам потерпевшим и порванный 10 тонным тросом бампер автрийца, который Серега прикрутил найденными в ящике с инструментом подручными средствами на место.
Вторично, теперь уже в южном направлении пересекаем полярный круг. Незаметно поднимаемся на перевал, кругом горные тундры и клинически лысые сопки со снежниками, цепляющие верхушками низкие облака; абсолютно прямая дорога с желтой разметкой и цветными точками дорожных знаков пересекает все видимое пространство от горизонта до горизонта, теряясь в полосах дождевых зарядов. Останавливаюсь на паркинге и делаю фотосессию — меня реально прет от арктического пейзажа, я готов сутками ехать по этой дороге под нетемнеющим низким небом и моросящим дождем среди серых сопок с зелеными пятнами полярных березок. Что-то подобное я испытывал когда-то на севере западной Сибири, на равнине, на сотни километров покрытой лишайником и редкими кривыми лиственницами и это “что-то” уже который год загоняет меня каждое лето в широты где не заходит солнце и дневная температура редко превышает +10.




Это все лирика. По другую сторону перевала мы попадаем в бассейн речки Ranaelva На самой реке есть несколько сложных сплавных секций водопадено-каньонного характера, и как минимум три сплавных притока по-проще. Два правых - Bjøllåga (4+) Stormdalselva (4) c пешей заброской, и левый - Gronfjellaga (4) куда можно доехать на машине. Мы начали с последнего. Хоть воды в реке было по-минимуму, но мне все равно очень понравилось. Практически все препятсвия шлись с ходу, линии движения вполне очевидны и видны с наплыва. Приблизительно посредине сплавного участка есть водопад с общим перепадом метров 7-8, из них приблизительно 5 с вертикальным падением. Воды было мало и водопад был проходим только под правым берегом где текла основная масса воды, и под сливом было достаотчно глубоко. Посреди слива в этом месте была довольно большая ступенька, скрытая пеной. С виду водопад выглядил соверешнно простым и безобидным. Однако прыгавший первым Димон прилетел в эту ступеньку с таким грохотом, что перекрыл шум воды в водопаде, а следующий за ним чел запинился наглухо. К счастью, голова у чела была над водой, и его жизни непосредственно ничего не угрожало. Несмотря на то что весь правый берег представлял собой склальник с небольшими уступами, довольно быстро удалось подать дать спасконец и помочь ему без травм вылезти из лодки. Саму лодку доставали еще около часа.











После всего этого действа желания повторить попытку прохождения не ни у кого не возникло и водопад обнесли с веревками по левому берегу. В конце участка был довольно неприятный слайд/дроп с бочкой на выходе, где полегла половина его проходивших.
К сожалению сплавляться по речкам с пешей заброской почти никто не захотел. А зря. Те кто соходили пешочком посмотреть на Bredekfossen — 60м водопад, после которого начинается сплавная секция Stormdalselv`ы убедились что пешка в сущности несложная. 3 км по хорошей тропе, всего с парой участков реально крутого подъема.








В тот же день мы проехали еще полторы сотни километров на юг и оказались в знакомых по прошлому году местах в районе Трофорса.

Продолжение http://yu00.livejournal.com/52525.html

Фото мои, dimon_w и Марата

  • 1
"Вкусно" написано :)

О, вот и самое вкусное :)

  • 1